Главная » 2015»Июль»30 » Что такое дополненная реальность? (augmented reality, AR)
12:38
Что такое дополненная реальность? (augmented reality, AR)
Дополненная реальность (augmented reality, AR) — среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств — планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов вроде Google Glass, а также программного обеспечения к ним.
Мировой рынок дополненной реальности с игровыми, автомобильными, медицинскими, рекламными, оборонительными, образовательными и геолокационными приложениями вырастет до $5 155,92 миллиона к 2016 году.
По сути и несмотря на название, эти технологии могут как дополнять окружающий мир объектами мира виртуального, так и устранять из него объекты — возможности AR ограничиваются лишь возможностями соответствующих устройств и программ. Тем не менее сегодня все или почти все решения на основе дополненной реальности выполняют исключительно приведённую в названии функцию.
Мортон Хейлиг (Morton Heilig) известен как «отец виртуальной реальности». Он получил это звание за исследования и изобретения, сделанные в 1950-х и 1960-х годах. В частности, 28 августа 1962 года он запатентовал так называемый стимулятор Sensorama. Сам Хейлиг ещё называл его «театром погружения».
В технологиях одновременного взаимодействия пользователя с реальным и виртуальным мирами задействованы лишь слух и зрение, и, при условии встраивания в будущие системы AR сообщающих пользователю тактильные ощущения устройств, область их применения может быть значительно расширена, выйдя за рамки информационных и развлекательных решений. Потенциал этих технологий огромен.
Очки дополненной реальности Glass разрабатываются компанией Google и являются автономным носимым устройством, управляемым посредством голоса и жестов. Тестирование Glass началось в 2012 году, а релиз первых устройств, предназначенных для разработчиков программного обеспечения, состоялся в 2013 году. Этот же год должен стать годом релиза потребительской версии устройства. На данный момент функциональный набор устройства не включает возможностей визуализации дополненной реальности, однако специализированным AR-устройством может стать одна из будущих версий Glass, которая пока известна лишь по патентным документам Google.
Согласно последним опросам, в западных (и не только западных) странах большинство людей, проснувшись утром, первым делом берут смартфон, чтобы проверить почту, сообщения в социальных сетях и т.д. Но однажды это навсегда изменится, и не исключено даже, что смартфоны уйдут в прошлое, как телефоны с дисковым набирателем номера. «Не может быть, за смартфонами и другими мобильными устройствами будущее!» — воскликнет подкованный в IT читатель. Но не спешите с выводами. Представьте, что вы сможете делать всё то же самое, что привыкли делать со смартфоном, но — без рук.
За $1500 уже сегодня можно приобрести очки дополненной реальности Wrap 1200AR производства американской компании Vuzix. Они не автономны, содержат две VGA-камеры на внешней стороне «линз», которые захватывают стереоскопическое изображение и передают его на два дисплея с разрешением 852×480 у каждого, чтобы пользователь смотрел получающийся видеопоток — дополненный или нет — в 3D. Кроме того, новинка оснащена датчиками, отслеживающими положение головы. На деле получаемое пользователем изображение аналогично картинке с 75-дюймового экрана с расстояния десяти футов (около трёх метров).
Smart Glasses M100
Помимо имеющихся неавтономных продуктов, Vuzix собирается начать продажи автономного устройства Smart Glasses M100 на Android 4. Единственный WQVGA-дисплей очков выполнен с соотношением сторон 16:9 и воспринимается пользователем как 4-дюймовый дисплей на расстоянии 35 см, то есть примерно как смартфон. Дисплей довольно яркий — 2000 нит, что позволяет использовать его при довольно ярком свете. Камера снимает в разрешении 1280×720. Процессор — OMAP4430 частотой 1 ГГц, объём оперативной памяти — 1 ГБ, флеш-памяти — 4 ГБ. На устройстве есть несколько физических кнопок: «включение», «выбор» и управление громкостью. Как и Glass, этот гаджет не может похвастаться возможностью дополнения реальности, однако специфика работы Vuzix позвляет предположить, что этот нательный компьютер эволюционирует в AR-гарнитуру вместе с аналогом Google.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Уже сейчас программное обеспечение для использования AR весьма разнообразно. Наиболее известными представителями софта дополненной реальности являются так называемые браузеры дополненной реальности и игры для мобильных платформ — смартфонов и планшетных компьютеров на получивших широкое распространение операционных системах iOS, Android, а также игровых приставок Sony PlayStation Vita и Nintendo 3DS и 3DS XL. Тип программного обеспечения Glass неизвестен, а Vuzix Smart Glasses M100 работает на модифицированной версии Android.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Изобретение термина «дополненная реальность» в 1990 году приписывается Томасу Коделлу (Thomas Caudell), бывшему исследователем компании Boeing.
Дополненная реальность является частью смешанной реальности, суть которой в интеграции виртуальных объектов в реальный мир.
Носимые устройства дополненной реальности принято делить на конструкции с надеваемыми на голову мониторами и устройства, в которых изображение проецируется на сетчатку глаза пользователя. Смартфоны и планшеты, по понятным причинам, специализированными AR-устройствами считать не принято.
Хрестоматийными примерами работы технологий дополненной реальности являются демонстрация линии офсайда в футбольных матчах и электронные шлемы военных лётчиков, предоставляющие им информацию о состоянии борта и системах вооружения, а также данные с радаров.
AR-технологии активно используются разработчиками игр для Nintendo 3DS и PlayStation Vita.
В снаряжение пилота малозаметного истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II компании Lockheed Martin входит шлем дополненной реальности, позволяющий ему видеть окружающее пространство так, будто между ним и происходящим снаружи нет преграды в виде кабины.
В необходимый для создания устройства дополненной реальности набор комплектующих входят процессор, дисплей, камера и электроника, определяющая положение, такая как акселерометр, GPS и компас. Таким образом практически идеальным гаджетом для массового распространения AR-технологий стал современный сенсорный смартфон.
Дополненная реальность уже применяется в медицине, навигации, военных конфликтах, искусстве, дизайне, биологии, архитектуре, археологии, переводах, офисной работе и прочих видах человеческой деятельности.
ХРОНИКА
В 1997 году в мире впервые прошёл Международный семинар по дополненной реальности (International Workshop on Augmented Reality (IWAR).
В 1999 году в Японии впервые прошёл Международный семинар по смешанной реальности (International Symposium on Mixed Reality (ISMR).
В 2002 году за мероприятием закрепилось название «Международный семинар по смешанной и дополненной реальности» (International Symposium on Mixed and Augmented Reality (ISMAR).
В 2012 году она состоялась в ноябре в городе Атланта, США.
7 февраля 2013 года в Москве прошёл круглый стол «Дополненная реальность» — перспективные ниши для инновационных разработок», организованный Высшей школой экономики и компанией РВК, запись которого вы можете посмотреть здесь.
В 2013 году ISMAR проходила с 1 по 4 октября в австралийском городе Аделаида. Официальный сайт мероприятия — http://ismar.vgtc.org/.
С 4 по 5 июня 2013 года в городе Санта-Клара, США, проходила конференция Augmented World Expo 2013. Официальный сайт AWE — http://augmentedworldexpo.com/.
10–11 октября 2013 года в Мюнхене прошла организованная компанией metaio международная конференция по дополненной реальности insideAR. Официальный сайт — http://www.metaio.com/insidear/. ARNext выступил информационным спонсором мероприятия.
C 27 по 29 мая 2014 года в Санта-Кларе проходила ежегодная выставка Augmented World Expo. Адрес официального сайта мероприятия прежний — http://augmentedworldexpo.com/
8 июля 2014 года откроется токийский тур конференции insideAR 2014. ARNext является партнёром мероприятия. Сайт: http://www.insidear2014.com/
ВИДЕО
КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ «ВЗГЛЯД»
ОДИН ДЕНЬ С GOOGLE PROJECT GLASS
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ
Ниже мы приводим ссылки на статьи, которые дадут вам более полное представление об AR-технологиях и стоящих за ними людях, а также массу примеров применения дополненной реальности:
Стив Манн: Моя «допосредованная» жизнь — во многом автобиографичная статья, написанная идеологом и исследователем дополненной реальности и пионером нательного компьютинга профессором Торонтского университета Стивом Манном;
Социальные последствия дополненной реальности — «У используемых нами технологий есть последствия, которые мы не можем предвидеть, — сказал как-то Винт Сёрф, вице-президент и главный интернет-евангелист в Google, также известный как один изобретателей интернета. — Мы на пороге эпохи, в которой раньше никогда не были. Информационный взрыв имеет место уже давно, но пока у нас не было серьёзных возможностей по его обработке»;
Наше дополненное я — статья о становлении нательных компьютеров как нового класса вычислительных устройств;
7 способов, как дополненная реальность улучшит вашу жизнь — если вы всё ещё сомневаетесь в полезности AR-технологий или придерживаетесь отрицательного отношения к прогрессу в этой области, обязательно познакомьтесь с этим материалом;
Эра Glass никогда не наступит — есть мнение, что ставшие заочно популярными у потребителей смарточки Glass и им подобные устройства не смогут в нынешнем виде претендовать на популярность фактическую вследствие своих концептуальных особенностей.